Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [30]
Поиск



Главная » Файлы » Мои статьи

НА СЦЕНЕ "ДЕВЯТЬ ЛЕТ РАЗДУМИЙ" (ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ)
12.11.2009, 21:03

НА СЦЕНЕ "ДЕВЯТЬ ЛЕТ РАЗДУМИЙ"

 

Заметки о творческом вечере Тамиллы Ахундовой

 

В этот вечер в Баку пришла поэзия - пришла и осталась в сердцах. Зал Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии вмещает более шестисот человек, но поэзия распорядилась так, что люди еще сидели на приставных стульях. И уже через десять минут после начала вечера стало ясно - любой, кто выйдет из театра после поэтического действа, будет долго говорить о нем и лейтмотивом восхищения станут сказанные им слова: "Жаль, что вас не было с нами!". И еще у каждого возникнут явственные ощущения, похожие скорее на ностальгию по прошлому и просветленности от услышанного, - такого давно у нас не было.

Между тем, Баку всегда считался авангардным городом мира, где поэзию любят, ценят, знают, поклоняются прекрасным строкам. В двадцатых годах прошлого столетия поэтизмом Баку восхищались С.Есенин, В.Маяковский, М.Горький, В.Мейерхольд, А.Толстой; они признавались в том, что стихами пропитан сам воздух города - как и нефтью.

В пятидесятые-шестидесятые годы XX века известные советские поэты, писатели, приехав в Азербайджан, восторгались его природой, людьми и, как их предшественники, считали нужным подчеркнуть именно это свойство столицы.

Как и все остальное в природе, поэзия, наверное, тоже циклична - в памяти старшего поколения еще живы воспоминания о шестидесятых годах прошлого века, когда вдруг в мир ворвались поэтические имена, чьими стихами зачитывались, их декламировали в тесных кухоньках, а уж полное соприкосновение, сопричастность мы получили тогда, когда нам выпало счастье слушать самих поэтов - с эстрады. У памятников читали свои стихи Фикрет Годжа, Наби Хазри, Джабир Новруз, Мансур Векилов, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина. Потом вступила в этот поток та самая цикличность, любителей поэзии оставалось все меньше и обращались они уже к классике, не надеясь на что-то новое. Но поэзия не уходит, не нивелируется, она может затаиться на годы и выплеснуться в строках, что и доказал наш юный XXI век - сегодня на Парнасе музам становится теснее, они вновь возвращаются к своей прямой работе.

В азербайджанской литературе нашего времени появились новые имена, их читают, их книги покупают с удовольствием. В природе, как и в литературе, искусстве, не бывает пустот - они просто затаиваются; и вновь появились, по выражению Риммы Казаковой "сказители, сказители, касатели душ", они и заполнили столь долгожданную нишу.

Нынешние азербайджанские литераторы, как и во все времена, имеют свое отличие, - большей частью это женщины, среди них есть и те, кто проявил свой, возможно, затаившийся до поры до времени, талант уже в зрелом возрасте. И еще - они своим творчеством дали достойный ответ французскому писателю Реми де Гурмону, который в XIX веке опрометчиво изрек: "Музы - женщины, значит, полонить их могут только мужчины...". Ко всему прочему, он просто не знал, что писала в XII веке великая азербайджанка Мехсети Гянджеви:

 

  На колесе времен

  Не год, не два

  Кружусь полужива, полумертва.

  Весь мир кружится надо мной,

  А у меня кружится голова...

 

Это лето, при всей череде знаменательных, значительных, замечательных событий для жизни страны подарило нам и то, в чем, наверное, многие из нас нуждались - творческий вечер в театре Музкомедии. Это - не преувеличение, не гипербола, это - не то, что говорят ради "красного словца". Известный афоризм "если двое утверждают одно и то же, значит, это истина", а уж если у сотен  зрителей возникает прекрасное  чувство сопричастности, если они, затаив дыхание - как одно дыхание! - слушают стихи и музыку, если в их глазах появляется огонек восхищения, если они - будто договорились! - выражают эмоции в овациях, это говорит об успехе, истинном, объемном успехе.

 Это был творческий вечер члена Союза писателей Азербайджана Тамиллы Ахундовой "Девять лет раздумий", и само определение вечера у тех, кто не знал автора, вызвало здоровый интерес, а тем, кто знает ее не первый год, оно говорило многое. Но то самое "волшебство порядка слов", о котором столько сказано на протяжении веков захватило, умчало в дальние дали, принесло радость всем и каждому.

Сама сцена была выдержана в том стиле, который уже располагал к поэзии, музыке, возвышенно-таинственным, сокрытым в себе самом чувствам, убранство сцены (не хочется называть это декорацией), как стало ясно после начала, полностью соответствовало духу вечера.

 ...Приглушенный свет, небольшие столики, на них - подсвечники, на сцену медленно, с достоинством, выходят женщины, мужчины в вечерних нарядах (забываешь, что существует на свете малость поднадоевшие джинсы и майки), зажигают свечи, свет которых, преобразуясь в волшебные лучи, ложится на картины кисти народного художника Азербайджана Фархада Халилова.

Играет скрипка, предваряя начало вечера, и он берет творческий старт - звучит романс "Не вспоминай, забудь", музыку и слова его написала главное действующее лицо вечера Тамилла Ахундова. Затем ведущий открывает музыкально-поэтический салон "Девять лет раздумий", и приглашает ее на сцену. Не скрывая волнения, она, как хорошая хозяйка ее же до мелочей продуманного салона, приглашает зрителей "...послушать то, о чем я вам расскажу, и мне хотелось бы, чтобы вы провели вечер прекрасно".

Забегая вперед, надо сказать, что вечер прошел прекрасно, тут сыграли роль, в первую очередь, стихи Тамиллы Ахундовой, музыка... Hо надо отметить: она - психиатр, прекрасно разбирающийся в тонкостях личностного восприятия тех или иных жизненных ситуаций. "Я понимала, - сказала она корреспонденту "МА", - что , как бы люди не любили поэзию, долго, тем более, со сцены, воспринимать ее трудновато. Когда стихи звучат подряд, то интерес, внимание, сопереживание раз от раза притупляются, ведь каждое следующее стихотворение несет уже другую информацию - эмоциональную, ситуационного содержания, это в прозе действие, фабула идет последовательно, плавно. В стихах, по большому счету, нет возможности переключать внимание механически - в каждом стихотворении есть свой настрой, в одном, например, это печаль, в другом - ностальгия по чему-то безвозвратно ушедшему. Зритель адекватно сопереживает, чувствует настрой конкретного стихотворения, а природа человека такова, что ему не очень-то легко переключаться с одного состояния на другое, автор-то, в свою очередь, не пишет их подряд, он пишет по состоянию души, то, что написано им за определенный срок, за те или иные периоды жизни, никак не может быть за короткий срок воспринято зрителем.

Потому я старалась подвести зал максимально к восприятию и сопереживанию и предложила смену действий на сцене, читала сама, выступали актеры, звучала музыка. Кроме того, насколько я знаю, существует некий закон сценического действа - время от времени "тишь да гладь" его должна взорваться, вновь привлечь пристальное внимание зрителя, в своем роде встряхнуть его. Я рада, что меня хорошо понял, прочувствовал режиссер-постановщик, народный артист Азербайджана Александр Шаровский".

Стихи читала сама Тамилла Ахундова и народный артист Азербайджана Сафа Мирзагасанов, заслуженная артистка республики Рита Амирбекова, Наталья Шаровская. Ничуть не умоляя достоинства этих замечательных артистов Русской драмы, напротив, отмечая их прекрасное искусство чтецов, их понимание творчества автора, надо признать очевидное - стихи в исполнении Тамиллы Ахундовой звучали в полный, литературный голос. Это и естественно - за каждой строкой стоит то, что прожито, пережито, то, что таилось в тайниках ее души долго и упорно; наверное, были моменты, когда все рвалось, просилось выйти из берегов наружу, и, наверное, время их было определено - нашим временем.

Может быть потому, что создался тот конгломерат бакинцев, которые поймут и оценят поэзию, может быть потому, что во все времена конец века овеян пессимизмом, нигилизмом, обращением к эзотерике, а начало века всегда несет в себе поток надежд, приносит успокоение и вновь пробуждается романтика, лирика, а поэзия именно тот родник, к которому приникаешь в первую очередь? Есть еще другое, самое главное и в творчестве, и в самой личности Тамиллы Ахундовой - ее искренность, она заражает человека, каким бы он ни был по характеру, настолько, что он просто обволакивается этим столь забытым чувством, возникает сопричастность, когда чувства и мысли перетекают от стихов к читателю (зрителю), и энергетической массой возвращаются к автору. Это невозможно не заметить, не оценить, и зал чутко реагировал на чтение Т.Ахундовой - искреннее обращение к искреннему слушателю в искренних стихах.

Первые стихи на вечере она читала сама, и это первое знакомство состоялось - проникновенное, как одному зрителю и всему залу, начало - "Отчего игру затеял ты...", "Июнь", "Сказка" - вызвало понимание, интерес. Затем Т.Ахундова прочитала стихотворение "Опора", посвященное Нигяр Гасанзаде, предварив его небольшим выступлением: "Я недавно познакомилась с творчеством Нигяр, - сказала она, - она молодая, красивая, с душевной чистотой, мне очень понравились ее стихи, и мои слова - посвящение ей".

Любой, кто прочитает "Опору", сразу почувствует ту самую искренность, отдаст дань ее пониманию поэзии, ее радость по поводу появления в азербайджанской литературе новой звезды. Ностальгические нотки звучат в другом ее посвящении бывшей артистке Русского драматического театра Татьяне Гросс ("Актриса").

После небольшой, хорошо выдержанной паузы Тамилла Ахундова обратилась к залу: "А это стихотворение посвящено художнику, вы поняли, конечно, мужу-художнику (Фархад Халилов, супруг Т.Ахундовой, народный художник Азербайджана, председатель  Союза художников Азербайджана). После "Наедине с творцом" зал взорвался бурными аплодисментами, в которых легко было угадать, как высоко зрители оценили и стихи автора, и признанную славу Фархада Ахундова, и то, что личность художника, его талант и вдохновенье с такой любовью, уважением в волшебстве порядка слов передала автор.

В своем роде неожиданный подарок на вечере получили зрители, это была музыка, романсы. Уставшие от попсы, от китчей в так называемой музыке, зал был приятно поражен -опять-таки на сцене появилось то, о чем не мечталось - звучала музыка, которую мы забываем. Романс в давние времена всегда был непременным атрибутом салонов - больших и маленьких, знаменитые композиторы к нему обращались на протяжении, увы, пройденных десятилетий, то, что было создано и исполнено - настоящими вокалистами! - всегда воспринималось, как чудо, романс изящный, нежный, а порой взрывостью выходящий за эти рамки, пленял миллионы сердец, и в том-то его прелесть, что каждый относил это диво к любимому и любимой, к самому себе. Это основной жанр вокальной камерной музыки намного сложнее и выразительнее песни, и для восприятия его надо иметь немалый багаж художественного вкуса, вечер "Девять лет раздумий" показал - есть в Азербайджане и те, кто пишет романсы и те, кто умеет их исполнять! Романс не исчез, как гекзаметр в стихосложении, он возрождается, чтобы пленить уже иные сердца, чтобы дать отраду людям с художественным вкусом.

Романсом "Не вспоминай, забудь" и открылось действо, он же и определил его настрой - мягкий, лирический вечер не без романтики и грусти, как прохладный ветер, ворвавшийся в окно, он нежным дуновением настоящего искусства представил залу автора - слова и музыку "Не вспоминай, забудь" написала Тамилла Ахундова, исполнял романс Авяз Абдуллаев, который блестяще завершил его теми строками и музыкой автора, которые затронули душу каждого:

 

Но помни, не забудь,

Что было - нам осталось.

Об этом лишь со мной

Со мною говори...

                                                                                              «Не вспоминай, забудь…»

 

Следующий романс на стихи Т.Ахундовой "Незримое былое" написал замечательный азербайджанский композитор Ильхам Абдуллаев, ему принадлежат и другие романсы "Луна", "Потеря", "Печаль", "Осень души", "Блудница", вальс "Старые письма".

При соблюдении всех канонов романса, сочинения И.Абдуллаева разнятся, каждый из них окрашен богатой палитрой жанра, они, безусловно, войдут в сокровищницу азербайджанского музыкального искусства, будут звучать в еще более широких аудиториях, записаны на диски. Талант Ильхама Абдуллаева проявляется еще и в том, что он тонко чувствует слово, чудесным образом ведет строку за мелодией и мелодию - за строкой.

Потому, наверное, каждый романс - откровение, тонкое соприкосновение, полная сопричастность авторов и слушателей. Прослушав все романсы, у человека создается мистическое чувство, что музыка Ильхама Абдуллаева ждала стихов Тамиллы Ахундовой - для появления на свет столь неожиданного богатства. В исполнении Рашиды Бейбутовой, Динары Алиевой, Авяза Абдуллаева, Алиахмеда Ибрагимова они нашли к сердцам зрителей прямой, незабываемый путь.

Вальс "Старые письма" вообще вызвал бурную реакцию - он написан в полном соответствии со стихами, а дуэт (А.Абдуллаев и Д.Алиева) преподнес его легко и непринужденно, так, что зритель терялся в догадках: что это - игра? шутка? горестная правда?

 

...Только теперь понимаю

Я обманулась тогда.

Как и к другим, "дорогая"

Ты обращался всегда...

                                               «Старые письма»

На сцене одна за другой гасятся свечи, гости медленно уходят со сцены, тишина у рамп взpывается овациями зала. Как тут не вспомнить концерт Гайдна, в котором музыканты, доиграв свою партию, гасят свечу и уходят - один за другим! Как тут не вспомнить слова поэта Ю.Левитинского: "Когда все понятно в природе, так ясно и тихо кругом, когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе и о многом другом еще можно подумать, о многом другом...".

Как не завершить статью строками Тамиллы Ахундовой:

 

 

Полет души и откровенье чувства,

Взрыв разума - не каждому даны.

Не может быть регалий у искусства -

Они твоим твореньем рождены.

                                               Тамилла Ахундова

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

 

Творческий вечер Тамиллы Ахундовой имел успех, но, понятно, не все желающие попали на него. Молва же о том, что в Баку состоялся такого рода - захватывающий сердца концерт, быстро распространилась по городу (говорят, видеокассеты уже ходят среди любителей поэзии). Приятно сознавать, что в нашем городе есть, и их немало, интеллектуалов, которых привлекло настоящее искусство. И как подарок им - по следам вечера выпущен диск, на котором записана музыка Т.Ахундовой и И.Абдуллаева. Музыка аранжирована для струнного квартета с голосом, кроме того, записан голос автора стихов: Тамилла Ахундова под музыку, речитативом, читает некоторые свои произведения. В квартет входят: первая скрипка - лауреат конкурса скрипачей имени Кара Караева Фарид Фейзуллаев; вторая скрипка - лауреат конкурса скрипачей имени Кара Караева Бахтияр Рзаев; альт - лауреат Республиканского конкурса скрипачей имени Кара Караева Анар Алиев; виолончель - лауреат Республиканского конкурса виолончелистов Денис Уткин.

Можно не сомневаться, что диск станет достоянием широкой общественности.

 

Хадиджа Ордуханова

Категория: Мои статьи | Добавил: danimarka
Просмотров: 4111 | Загрузок: 0 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 EugeneRog  
0
Hello dear friend, I would like to offer placement of your link (or links) on different platforms of the internet such as: forums, blogs, comments and much more. . .

Increase your Visibility Boost Your Seo Rank - Get Organic Traffic From Google. Ranking in Google isn’t hard. All you need is a healthy number of backlinks from referring domains that have authority and trust in Google’s eyes.

This Backlinks Service Benefits:

1. Easily get Google rankings

2. Get a lot of traffic from Google

3. You can earn from the website in different ways

4. Increase Domain Authority (DA)

Quality guaranteed !

PRICE - 20$

WebSite - https://goo.su/CHM5cJW

1 Aaavvvcz  
0
111

Имя *:
Email *:
Код *:

 

ТАМИЛЛА АХУНДОВА
Ты мне открыла свой чудесный мир,
Он для души моей всегда кумир.
В нем тяготам, невзгодам места нет.
Как тень исчезнут, не оставив след.

 

Ссылки на другие сайты

 

< BODY>
Designed by "Reklam-Foto" (050)531-49-15. http://azeriweb.tk/www.reklam-foto.tk
Copyright MyCorp © 2010


Ремонт квартир в Москве