Тамилла Ахундова - автор проникновенных лирических
стихов, тонких психологических рассказов - обратилась к большему по объему
жанру прозы - повести, назвав ее "Обманутые судьбой".
Что привлекает как в поэзии, так и прозе Т.
Ахундовой? Прежде всего, искренность самовыражения человека, живущего глубокой
внутренней жизнью, умение за внешне благополучным существованием персонажа или
лирического "я" выявить переживания неординарной личности, со своим
отношением к жизни, любви, одиночеству.
Взаимоотношения мужчины и женщины одна из главных
тем мировой литературы от мифа об Адаме и Еве до современных романов.
В своих рассказах и повести Т.Ахундова, анализируя
сложный внутренний мир человека, устремляет наше внимание к проблемам
взаимоотношений мужчины и женщины.
Казалось бы, возможное счастье двух любящих друг
друга сердец, обрывается неожиданной трагической ситуацией. В другом рассказе
для нее (героини) это подлинно-глубокое чувство, для него - лишь приятное
времяпрепpовождение. И в то время, как она строит воздушные замки их будущих
отношений, он уже наметил следующий объект для мимолетного pомана.
Повесть «Обманутые судьбой» читается на одном
дыхании - как хороший детектив, но, конечно, с детективом ее сближает разве что
умело и емко построенный сюжет, способный держать читателя в напряжении. Повесть,
мне представляется более объемной, чем может показаться на первый взгляд. Это
не только рассказ об обманутой любви, но и о том, что, будучи даже построенной
на обмане, она, эта любовь - как говорит герой - "навсегда". И
никакое семейное благополучие не может изгнать из памяти минуты счастья, будь
оно даже построено на лжи. Мне нравится в повести и два оригинальных приема,
которыми пользуется автор: история взаимоотношений трех главных персонажей
повести - Данила, Тали, Сабины-Зары - вписана в более широкие хронологические
рамки, повествование включает в себя эпизоды из жизни родителей и заканчивается
приготовлениями к свадьбе их дочери. Это как бы контуры большого семейного
романа о нескольких поколениях, хотя, конечно, повесть Т.Ахундовой не претендует
на этот эпический жанр; и второй удачный прием - это включение кусков с
описанием природы, по существу подчеркивающих эмоциональный фон разыгрываемой
драмы - это фрагменты "Норд", "Баку" - характеризующие
образ города, где разворачиваются события, и последний фрагмент
"Каспий", в котором автор воссоздает живописный образ нашего Хазара.
Утешение от всех несбывшихся мечтаний, рухнувших
иллюзий, душевной неудовлетворенности, герой находит в некой пантеистической
слитности с природой.
"Только здесь, у моря, любимого им с детства,
глядя на сине-зеленую гладь, в безбрежную даль, он мог приглушить боль израненного
сердца, теша себя ожиданием и несбыточными надеждами"...