Чтобы открыть для себя художника, требуется совсем
немного - дать ему возможность высказать свое глубоко личностное представление
о мире, о человеке. Его персональная выставка открывает такую возможность.
На днях в Выставочном салоне имени Ваджии Самедовой
открылась первая персональная выставка произведений Бахрама Халилова -
современного художника-авангардиста. О чем я думала, когда смотрела на полотна
этого молодого живописца? О том, что это здорово, когда тебе 25 и ты
присутствуешь на открытии своей персональной выставки, собравшей
профессионалов, чей интеллектуальный уровень и художественная эрудиция
позволяют по достоинству оценить то новое, своеобpазное в искусстве, что
представлено на их взыскательный суд. И о том, что хорошо или плохо, когда на
творческом пути художника нет особых препятствий? В случае с Бахрамом - хорошо.
У него, несмотря на молодость лет, солидная подготовка в Азербайджанском
художественном училище имени Азима Азимзаде, затем учеба а Азербайджанском
государственном институте искусств имени М.Алиева. В 1992 Бахрам поехал
пополнить свое художественное образование в США, в Роклендский колледж
Нью-Йорка, который с отличием окончил в 1995 году, получив диплом художника
рекламной графики и технологии.
На этом молодой художник не остановился. В том же
году он поступил в один из самых престижных институтов искусств - Пратт, пройдя
строгий отбор. Окончив этот институт в следующем году, Бахрам получит степень
бакалавра в области живописи.
Учеба в США очень многое дает Бахраму - занятия у
самых именитых преподавателей, ощущение полной творческой свободы
самовыражения, знакомство с различными художниками, посещение их творческих
мастерских, пополнение своего образования в прекрасных библиотеках, посещение
десятков галерей, музеев, видеотек.
Атмосфера требовательности наставников и
соревновательный дух среди студентов-художников заставляют молодого художника
стремиться к максимально возможному совершенствованию. Будучи студентом
института, Бахрам успешно выставлялся на ежегодной американской выставке
искусств в Нью-Йорке - Манхеттене в Супер-Супер Клубе. У Бахрама была
возможность вначале открыть свою персональную выставку в Нью-Йорке, но он
мечтал открыть ее прежде в своем родном городе Баку и свою мечту осуществил.
После завершения работы выставки ожидается проведение второй его персональной
выставки в Художественной галерее Нью-Йорка в августе этого года, где будут
наиболее полно представлены его работы.
Бахрам вышел из художественной среды. Его отец,
Фархад Халилов, - один из ярких представителей азербайджанского
изобразительного искусства, заслуженный деятель искусств республики; мать,
Тамилла ханум, врач-психиатр. Художественные интересы живописца складывались в
атмосфере интересных людей. С детства мальчик был приобщен к литературе,
искусству, музыке.
Сколько себя помнит, всегда рисовал и, конечно же,
любовь к рисованию предопределила его судьбу. Любил музициpовать и слушать
музыку. Он большой поклонник джаза. Его кумиры - группа "Земля, Ветер,
Огонь", Рей Чарльз, Майлз Девиз, Гравер Вашингтон. Он сам талантливо
музицирует, успешно играл на ударных инструментах на фестивале, проходившем в
Центре Мартина Лютера Кинга и посвященном дню африканского искусства.
Знакомясь с произведениями Бахрама, убеждаешься, что
он художник, безусловно, оригинально мыслящий, со своим видением мира. Конечно,
если верно оценивать категорию "творческая оригинальность", если
понимать это явление узко и не сводить только к степени
"непохожести", учитывать степень значимости в искусстве того направления,
которое именуется авангардом.
В программе художника - право творить по
"собственной внутренней причине". Раскованное, нестандартное
творческое мышление находит выражение в таких работах, как "Поцелуй",
"Голубой портрет", "Женщина". В них автор выражает комплекс
интеллектуальных формул, пропущенных через чувство и переходящих на полотно.
Ему удалось в этих работах сформировать принципы пространственного мышления,
организовать цветовую гамму. В картинах "Война шаров и углов",
"Точка зрения", "Мужчина", в триптихе "Любовь и
боль" художник отображает образы не столько конкретные, сколько
подсознательные, вырывающиеся из глубин памяти, возникающие из цепи ассоциаций.
Для Бахрама важнее всего в живописной поверхности
холста дыхание цветового пятна, его способность вибрировать и светиться.
Способность отдаваться живописной одухотворенной стихии, движущегося в
пространстве цвета, явственна в картинах "Ландшафт-1",
"Ландшафт-2", "Ширина". В них автор тяготеет к
монументальной, хорошо читаемой издалека форме.
Важным фактором создания в каждой работе своей
эмоциональной атмосферы служит цвет, а пластика для художника является важным
экспозиционным компонентом. Для манеры художника показателен открытый густой
мазок и использование в качестве выразительного средства рельефной красочной
фактуры.
Выставка знакомит нас с небольшой частью работ, так
как все картины автора находятся там, где он учится, но и по ним можно судить о
мироощущениях художника, его взглядах на мир, о поиске себя в этом мире вещей и
явлений - все то, что он хочет донести до зрителя.
Бахрам Халилов не принадлежит к числу
легковоспринимаемых авторов - его картины требуют постижения, в его мир входишь
медленно, шаг за шагом. Он в своем творчестве использует различную технику,
заимствуя и цитируя мотивы самых разных направлений и школ живописи, но,
независимо от них, он прежде всего опирается на опыт концептуализма, главного
его ориентира, и опыт предыдущих десятилетий, породивших новую волну авангарда.
На выставке царила удивительная атмосфера теплоты.
Долго не расходились посетители. Ценным для молодого живописца было выступление
нашего прославленного Мэтра, народного художника Азербайджана и России Таира
Салахова. Много теплых слов было высказано о творчестве Бахрама ведущими
художниками республики.
Открывшаяся первая персональная выставка молодого
живописца выявляет его большие возможности, его способность к
самосовершенствованию. Она дает импульс для новых поисков художника. Что ж, в
добрый час, Бахрам!