Свой творческий вечер
поэтесса Тамилла Ахундова назвала "Девять лет раздумий"
На обложку книги поэтесса поместила репродукцию с
картины своего мужа, известного живописца, народного художника Азербайджана,
председателя Союза художников Фархада Халилова «Пейзаж» на голой снежной
равнине - склонившееся под порывом ветра одинокое дерево. Единственное, что
Тамилла Ахундова изменила с разрешения автора на своей обложке, - это фон
картины, сделав его охристо-желтым, коричневатым. Будто пейзаж залило медом:
Медовое одиночество, сладкое. Но - одиночество. А, может, это - цвет осени,
цвет осеннего листопада?
Определенный меланхолический настрой создает и
двустишие Афанасия Фета, избранное поэтессой в качестве эпиграфа к ее книге:
Не знаю, отчего грустна душа
поэта
И тайной скорбию душа его
полна...
Отвечая на мои вопросы во время нашей встречи,
Тамилла Ахундова скажет:
-
Одиночество? Да, я потому и выбрала для обложки именно эту картину Фархада.
- Но у вас
прекрасный муж, сыновья, внуки, масса друзей и знакомых. Откуда бы взяться
такому чувству?
- Все мы, в
сущности, одиноки в этом мире, - ответит она. - Вот вы - разве нет?
И я, подумав, соглашусь - наверное, чувство
одиночества свойственно порой каждому, кто склонен к размышлению и - пониманию
сущности вещей. Наше одиночество - это наша память, наши несбывшиеся надежды,
ощущение быстротечности бытия.
Грустно? Да.
Но ведь стихи чаще всего и бывают такими. А Фет - просто один из любимых
поэтов. Кстати, его поэтическое влияние достаточно ощутимо проявляется в ее
стихах. К примеру, в стихотворении "Утро" - на мой взгляд, одном из
лучших в сборнике. И не только потому, что оно прекрасно выстроено, наполнено
яркими образами, но и потому, что в нем очень точно передано настроение. Впрочем,
это свойственно и другим поэтическим творениям Тамиллы Ахундовой. К примеру,
этим:
Только мало велений осталось,
И терпеть пустоту нету мочи.
Холодком пробирает усталость
От бессонных ворочаний ночи.
("Печаль")
Спасти хочу приют моих
сомнений,
Укутаться теплом забытых
чувств,
Не быть в плену чужих, забытых
мнений
И слышать о любви из чистых
уст.
("Незримое
былое")
Красота, но - не красивость, этих строк, их
прозрачная чистота и музыкальность заставляют перечитывать их вновь и вновь, и
после они еще долго звучат в памяти.
Елизавета Касумова
Отрывок из интервью
газета "Азербайджанские ИЗВЕСТИЯ" от 21
июня 2006 года