Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [30]
Поиск



Главная » Файлы » Мои статьи

МАГИЧЕСКИЕ МИРЫ ФАРХАДА ХАЛИЛОВА (ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ)
12.11.2009, 20:41

МАГИЧЕСКИЕ МИРЫ ФАРХАДА ХАЛИЛОВА



Завершилось 20-е столетие. Наступает утро новых измерений времени и про­странства, образование в предрассветные часы множества тайных, интимных ду­ховных миров. Лучи начинают рассеиваться, сложно преломляться, окрашивать­ся в фантастические тона. Искусство окутывается тайной, приобретает потусто­роннее зрение, где ещё не закончился сон и не открылось состояние яви.

Немно­гим художникам удаётся выразить это уникальное состояние времени, когда ис­черпывается историческая идея и расцветает метафизическая, когда исчезает прожорливая гусеница цивилизации и неожиданно выпархивает её бессмертная душа, прекрасная бабочка - культура.

Творчество Фархада Халилова целиком принадлежит этим образам, этой странной и парадоксальной фазе истории, ко­гда заостряется метафизическая чувствительность к последним вопросам бытия. Его пластика наполнена ферментом брожения, проникшего в дистиллированную жидкость монотонного шума времени, это превращение воды в вино - чудо пре­ображение. Отсюда и его личные философские искания, глубоко уходящие в фундаментальные слои древних культур и одновременно рефлексирующие на самые новейшие "технологии" мысли. Созерцая картину мира, он ищет опоры в доренессансном художественном сознании, в витражах старой Европы, в древ­них исламских миниатюрах и в тайне культуры письменности, органично соеди­няя эти эзотерические поиски с ценностями классического авангарда.

В его ком­позициях проступает голубое Ива Кляйна, пробуждается дыхание Магритта и Де Кирико, открываются цветные горизонты Казимира Малевича и Марка Ротко, они хранят в себе мир зазеркалья, и достаточно сделать шаг, чтобы очутиться с иной стороны реальности, в мире духовных и таинственных сущностей. Инстру­ментарий художника включает в себя сны, свободные ассоциации, высвечивание фундаментальных слоев подсознания, когда человек вступает в подлинный диа­лог с миром, порой даже сливаясь с ним, нарушая конвенцию стиля. В этом уни­кальном видении встаёт подлинная всеобщность образов, где соединяется кон­кретность воспоминаний и универсальные модели пространства, превращая ма­ленькие белые домики на берегу моря в магическую архитектуру из сказок 1001 ночи. В феномене этого зрения открывается и "праздничный космизм" художни­ка, и парадоксы, которые абсолютно неожиданно трактуют многие сложившиеся представления о пространстве, и вызывающая эксцентричность, непокорная и насмешливая игровая свобода, что опрокидывает все нормы и правила и осво­бождает вольность души. Безусловно, эта художественная система связана со временем и стилистически близка метафизической традиции в её постмодернистской рефлексии. Она акту­ализирована ситуацией, когда предчувствуются перемены, когда нарушаются устойчивые жизненные уклады и происходят глубокие сдвиги. Сам факт этих изме­нений порождает чувство странности и необычности. Форма теряет эволюцион­ный пафос, наполняется сознанием своей полноты и идеальности, реальность меняет привычные соотношения масштабов.

Однако, в отличие от многих своих современников Фархад Халилов не прикован к ситуации, замкнутой определён­ными датами. У его работ далёкая, в сущности безграничная временная перспек­тива.

Это несомненно поэтика вечных и неизменных начал жизни, где личная от­крытость и беззащитность художника, его пронзительная тревога за всё живое встречается с иконологической традицией, где мир всегда остаётся целостным и словно только что сотворенным.

Вечное в его искусстве проявляется в ритмиче­ском возвращении одних и тех же мотивов-пространств единения воздуха, зем­ли и воды, человеческого жилья и света, дерева и неба, сближающие в нашем постмодернистском сознании "лестницу" Иакова и "ступени" Василия Кандинско­го. И в этом несомненно лежит основная идея творчества Фархада Халилова - идея единства Духа, который, как в магических зеркалах, отражается в судьбах мира и человечества, в контурах обычного домика, в силуэте горы и в сиянии не­ба, соединяя звезду, растение и минерал. Пространство композиций художника открывается внезапно, втягивая за собой и зрителя, лишая его статуса наблюда­теля и превращая его в участника. Оно стремительно надвигается на нас, наделяясь сверхвременной энергией и кристаллизируя освобождённую знаковость. В этой художественной системе ищет себя не что иное как язык универсализации и уничтожения всяческих границ, язык сближения живописи, музыки и слова, где внутреннее непосредственно переходит во внешний мир, где находимся мы с ва­ми, а внешний мир погружается в наше сознание, чередуясь как вдох и выдох.

Каждое высказывание художника является открытой, незамкнутой фигурой, ко­торая своей разомкнутой гранью переливается в другие формы. Проследить, где кончается одна смысловая единица и начинается другая, практически невозмож­но. Они друг друга неуловимо проникают, всплывают, контрастируя и ведя диа­лог как древнее азербайджанское песнопение.

Фархад Халилов возвращает нас к утраченному синтезу и единству простран­ства-времени, пластических и символических образов, вещной сделанности и идеи смысла. Его взгляд на мир естественно соединяет далёкое прошлое и неве­домое будущее, где образы культурной памяти и интуиции сливаются в чудесную органику загадочного сплава.

 

Лев Мелихов

фотохудожник

Категория: Мои статьи | Добавил: danimarka
Просмотров: 426 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

 

ТАМИЛЛА АХУНДОВА
Ты мне открыла свой чудесный мир,
Он для души моей всегда кумир.
В нем тяготам, невзгодам места нет.
Как тень исчезнут, не оставив след.

 

Ссылки на другие сайты

 

< BODY>
Designed by "Reklam-Foto" (050)531-49-15. http://azeriweb.tk/www.reklam-foto.tk
Copyright MyCorp © 2010


Ремонт квартир в Москве